RU BE

Анемподистов Михаил Владимирович

Анемподистов Михаил Владимирович - белорусский дизайнер, поэт, художник

16 марта 1964г - 23 января 2018г

Минская область, Минский район, Минск

Дизайнер, Поэт, Художник

Белор. Анемпадыстаў Міхаіл Уладзіміравіч

Белорусский художник, дизайнер, поэт, культуролог, искусствовед.

Биография

Михаил Владимирович Анемподистов родился 16 марта 1964 года в Минске в русской семье. 

В детстве Михаил мечтал стать зоологом или биологом, путешественником и искателем сокровищ. Рано начал рисовать — свои первые рисунки Михаил размещал в энциклопедиях о животных, которые делал сам: рисовал моллюсков и других животными и лично подписывал.

Рос в русскоязычной среде, но еще в школьные времена увлекся белорусским языком и белорусской культурой, которым начал уделять большое внимание. Почвой для этого была благоприятная атмосфера в кругу его знакомых: одним из лучших друзей Михаила был тогда Андрей Заневский, чей отец работал на факультете архитектуры в Белорусском политехническом институте и приглашал к себе домой белорусских художников, которые говорили на родном языке. Способствовали также и путешествия по белорусской провинции, где Михаил непосредственно познакомился с богатой и интересной белорусской народной культурой.

Учился в детской народной студии изобразительного искусства при Дворце культуры текстильщиков (1965—1985) в Минске, которой руководил белорусский живописец Василий Сумарев.

В 1979—1983 гг. учился и окончил Минское художественное училище (ныне — Минский государственный художественный колледж имени А. К. Глебова). На первом курсе Михаил Анемподистов еще не очень хорошо знал белорусский язык и сдал экзамен по нему на 3 балла из 5 возможных, но на третьем курсе уже с увлечением читал Владимира Короткевича, а на четвертом курсе специально попросил учительницу пересдать экзамен по белорусскому языку и пересдал его на «пятерку». Дипломная работа в училище была по плакату.

Непродолжительное время входил в состав минской неформальной молодежной организации, которая имела название «пацифисты» (неохиппи), и начал с того времени носить длинные волосы. Все неформальные молодежные сообщества вплоть до распада СССР находились под пристальным вниманием КГБ или милиции, поэтому за длинные волосы был однажды схвачен милицией и имел неприятности. По собственному признанию, Михал вовремя перестал интересоваться «пацифистами», ведь там присутствовали наркотики, и многие юноши, кто вовремя не вышел из группы, к сожалению, погибли.

Участвовал в молодежном общественном объединении «Белорусская Мастерская» (1979—1984), вступив в общину в 1982 г. Привел Михаила в общину Тодар Кашкуревич. Позже Михаил сам привел в «Белорусскую Мастерскую» своих друзей — Сергея Хоревского и Андрея Лаптенка (последние два являются друг другу двоюродными братьями), Юлию Лыскову. Михал Анемподистов очень ценил опыт и связи, полученные в «Белорусской Мастерской». В «Мастерской» он, по собственному свидетельству, нашел для себя то, что интересовало — возможность свободно прикоснуться к белорусскому языку, истории и культуре и жить ими. Ему особенно нравилось слушать в общине доклады и иметь возможность разговаривать по-белорусски. Анемподистов отмечал, что в «Белорусскую Мастерскую» (1979—1984) молодёжь вёл интерес к национальной культуре, а не какой-то протест против официальной власти.

В 1983—1985 гг. прошел срочную службу в Вооруженных силах СССР. Во время службы в армии переписывался со своими друзьями из «Белорусской Мастерской», особенно с Сергеем Хоревским и Валентином Вечёрко: Харевский с радостью сообщал Михаилу, что в Минске партийные власти утвердили план реставрации исторической застройки центра Минска — обновить и восстановить все католические и униатские монастыри минского Верхнего города, в Троицком предместье открыть музей, полностью реставрировать Татарское предместье. Ничего из плана реставрации исторического центра Минска не было сделано.

О своих вкусах Михаил высказался: «У меня нет любимого цвета, любимой песни, любимого блюда, потому что мне больше нравится разнообразие и сочетание»

Творческая деятельность

Живопись и дизайн

В первую очередь Михаил считал себя художником, но стал также известен как поэт, фотограф, культуролог и публицист.

Работал в жанрах прикладной графики, иллюстрации, плаката, фотографии: начинал с плаката, после заинтересовался графикой, а позже и фотографией. Участвовал в коллективных и персональных выставках в Беларуси и за рубежом.

С марта 1987 года. был членом арт-лаборатории «Галина» (неформальной художественной группы) в Минске, которая своей платформой объявила «неокритический реализм как метод, направленный на бичевание застойных явлений в нашей общественной жизни».

С 1989 по 1994 года. работал художественным редактором в белорусском журнале «Березка», где реализовывал себя совместно с такими талантами как Адам Глобус, Владимир Сивчиков, Игорь Бобков, Максим Климкович, Александр Бадак и др.

С 1997 г. был членом Белорусского союза дизайнеров, а с 2011 года членом его правления.

Был дизайнером известных логотипов — в том числе, логотипа белорусской общественно-культурной кампании «Будем белорусами!», белорусского рок-фестиваля «Басовище-2007» и «Басовище-2008» и др.

Стал автором иллюстраций для книги Сергея Витушки «Динь-дилинь: пора играть в сказки» (2011) и др. Автор альбомных обложек для CD-дисков группы «N. R. M.», группы «Партизанская школа», певца Дмитрия Войтюшкевича и др. Сделал белорусскоязычный дизайн этикетки для марки водки и обложки для дисков.

В 2011 г. дебютировал как фотограф, презентовав фотовыставку «Under Ground»: в фотографиях сосредоточился на белорусских овощах, чтобы таким способом открыть более глубокое измерение белорусской культуры. Выбор своей тематики объяснил тем, что белорусы, как овощи, скрывают интересные вещи в себе, не показывают их вовне — нация углубленных в себя людей: выглядят обычно, а внутри фантастические — под испачканной (от почвы) кожурой картофеля спрятано «золотое солнце».

Плакат Михаила Анемподистова «Каралеўства Беларусь» представил Беларусь на международной выставке плаката в Орхусе в рамках проекта «What is Europe?» в 2017 г.

Литературное творчество

Начиная с 1990-х гг. Михал Анемподистов был одним из активных создателей белорусской рок-поэзии. Писал на белорусском языке.

Автор идеи и текстов (кроме двух народных) культового белорусскоязычного музыкального проекта — рок-мюзикла «Народный альбом», который вышел в 1997 г. и был выбран «альбомом года» (в музыкальной премии «Рок-коронация»). Именно создание «Народного альбома» Михаил считал своим главным достижением в жизни, так как этот проект повлиял на целое поколение белорусской молодежи: "«Народный альбом» — это любовь. Не просто же так на обложке сердце. Это любовь к своему и тех чудес, которое несет в себе жизнь. Это альтернатива ненависти и жизненной позиции, построенной на отрицании. Мы хотели вывести людей из депрессии и предложить эмоциональную альтернативу."Народный альбом" оптимистичный и витальный. Любовь к чему-то более созидательная мотивация, чем ненависть. Особенно, если нам нужна мотивация на длительный период".

Песни на стихи Михаила Анемподистова исполняются белорусскими музыкальными группами «Новое Небо», «N. R. M.», «Нейро Дюбель», «IQ48», певицей Касей Камоцкой.

Автор переводов текстов польских музыкальных групп «Brygada Kryzys», «Republika», «Chłopcy z Placu Broni», «Perfekt», а также Марка Грэхуты.

Член Белорусского ПЕН-центра с 2009 года.

В 2013 г. выпустил сборник своих стихотворений «Глубоко, глубоко, на дне чашечки кофе».

Культурная и просветительская деятельность

В 2004—2011 гг. был членом жюри фестиваля «Бардовская Осень» (г. Бельск, Польша). В 2007 г. был членом жюри рок-фестиваля «Basowiszcza» (г. Гродак, Польша).

В 2009 г. поэты Михал Анемподистов и Леонид Дранько-Майсюк вручали награды белорусской музыкальной премии «Рок-коронация» (кроме Главной Рок-короны, которую вручил бизнесмен и шоумен Александр Мухин).

Был участником (лектором и преподавателем) белорусской общественной образовательной программы «Летучий университет», которой руководит Владимир Мацкевич: в 2011 г. Михал Анемподистов читал в рамках программы в Минске лекцию «Беларусь: образ и стиль», в 2012 г. в Минске и Могилеве — лекцию «Цвет Беларуси», в 2012 г. в Могилеве — лекцию «Белорусский стиль», а в 2014 г. — лекцию «Пределы пограничья». В рамках той же программы вел в 2012—2013 гг. дизайнерскую мастерскую «Дэзань!», в 2014 г. — мастерскую «D2», а в 2015 г. вел мастерскую «DIII: Дизайн как средство коммуникации».

Был участником общественной кампании «Будем белорусами!». С 30 января 2013 года вел авторскую колонку «Простые вещи» на сайте общественной компании «Будем белорусами!», где размышлял о ежедневные и одновременно элитарные проявления белорусской культуры и культуры вообще.

С 2006 г. целенаправленно делал фотографии города Минска, так хотел зафиксировать в фотографиях современный Минск, архитектура и дизайн которого, по мнению Михаила, с большой скоростью меняются в худшую сторону. Хотел сделать выставку своих фотографий Минска и написать книгу про Минск, которая, как планировалась, была бы продолжением книги Артура Клинова «Минск. Город солнца» (2006) с авторской оценкой и отражением города с разных сторон, чтобы осмыслить историю, окружение и жизнь города и помочь созданию общегородского «мифа».

Давно интересовался цветом в истории и культуре Беларуси и написал книгу «Цвет Беларуси» — о том, как использовался тот или иной цвет в традиционной культуре Беларуси. Михал Анемподистов считал, что именно серый цвет занимал значительное место в традиционной крестьянской и дворянской культуры Беларуси и имеет дизайнерские достоинства из-за своих оттенков и возможностей использования: «С точки зрения профессионалов — архитекторов, дизайнеров — он один из лучших. Он нейтрален, он не раздражает, он идеально подходит от древесины, до металла, до керамики, фарфора». Михаил отмечает, серый цвет (традиционный цвет интеллекта) имеет позитивную коннотацию и присутствует повсюду в Беларуси: серый цвет — это белорусское небо и озера, белорусский лен и льняная одежда, серые белорусские поля ранней весной и поздней осенью, серые белорусские древние деревянные дома и шляхетские дворы, герои народных сказок для детишек (серый кот, серый волк, серая мышка, серый зайчик, серая галка и др.), изморозь, серые глаза и т.д.

Оценки и награды

  • 1996 — победа в номинации «За личный вклад в белорусскую рок-музыку» — белорусская музыкальная премия «Рок-коронация».
  • 1997 — победа в номинации «Лучшие тексты года» — белорусская музыкальная премия «Рок-коронация».
  • 1997 — победа в номинации «Лучший альбом года» («Narodny Album») — белорусская музыкальная премия «Рок-коронация».
  • 1997 — специальная награда Белорусской ассоциации журналистов — белорусская музыкальная премия «Рок-коронация».
  • 1999 — концерт «Narodny Album» отмечен среди важнейших культурных событий 1998 года — согласно рейтингу журналистов региональных отделов газеты «Gazeta Wyborcza» (Польша).
  • 2006 — Михал Анемподистов был избран «Человеком года» по версии музыкального интернет-портала «Tuzin.fm»

Колумнистика в Сети

  • Культурологическая колонка «Простые вещи» // Будзьма беларусамі!

Скачать книги

Мы чакалі Калядаў з маленства...
Скачать: epub
На нашай вуліцы...
Скачать: epub
Сустрэліся на дарозе...
Скачать: epub
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Наши люди», 2021-2024
Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(