Минская область, Минский район, Минск
Белор. Бараноўскі Анатоль Васільевіч
Белорусский и советский художник-живописец, педагог. Народный художник Беларуси (2012).
Родился в семье бухгалтера транспортно-экспедиционной конторы Западной железной дороги Василия Ильича и акушерки Зинаиды Петровны Барановских.
В 1958 г. окончил Минское художественное училище. В том же году основал художественную студию во Дворце культуры Минского тракторного завода, которой руководил до 1972 г. Учениками студии под его руководством в разные годы были В. А. Товстик, А. В. Кузьмич, В. П. Ходорович и др. Некоторое время параллельно с педагогической деятельностью в студии (1959—1965) проходил обучение в Белорусском театрально-художественном институте (Белорусская государственная академия искусств, педагоги: И. О. Ахремчик, И. Н. Стасевич, К. М. Космачёв). В 1966—2007 гг. являлся преподавателем этого института. Доцент кафедры монументально-декоративного искусства (1987), профессор (1997).
Участник художественных выставок с 1965 г. Член Союза художников СССР и Белорусской ССР с 1973 г.
Произведения находятся в фондах Национального художественного музея Республики Беларусь, Могилёвского областного художественного музея имени П. В. Масленикова, Национального центра современных искусств (Минск), Национальной библиотеке Беларуси, Белорусского союза художников, Международной конфедерации Союзов художников (Москва), Музее современного изобразительного искусства Китая (Пекин), художественной галерее г. Созопол (Болгария), Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, картинной галерее «Традиция» им. Г. М. Прянишникова (Светлагорск, Беларусь), а также в областных музеях Беларуси, коллекциях галерей, банков, частных собраний в Беларуси и за рубежом.
Похоронен в Минске на Восточном кладбище.
Работал в области станковой живописи. Его творчество было мало подвержено определённым направлениям («социалистический реализм», «суровый стиль», постмодернизм), характерных для отечественного искусства второй половины ХХ — начала ХХІ века. Художник нашёл и придерживался своего «третьего» пути в развитии национальной живописи, своей эстетической концепции восприятия. Особый вклад внёс в развитие пейзажного жанра. Внутренний характер природы в работах Анатолия Барановского обычно раскрывается посредством тонких нюансов серебристой гаммы, которые по его мнению, являются характерной чертой белорусской природы. Его творческий метод характеризуется наличием импрессионистического подхода в отображении образов и мотивов, нетривиальной для станковой живописи техникой, которая напоминает технику пуантилизма, что делает его работы индивидуальными, своеобразными и запоминающимися.