27 апреля 1930г - 26 марта 2017г
Минская область, Минский район, Минск
Белор. Данцыг Май Вольфавіч
Белорусский живописец-монументалист. Лауреат премии Ленинского комсомола Беларуси (1968). Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1973). Народный художник Беларуси (1995). Кавалер Ордена Франциска Скорины (2005) и Ордена Почёта (2010). Профессор (1980). Член Союза художников СССР с 1960 года.
Родился в семье преподавателя физкультуры, в детстве три года отучился в музыкальной школе. В 1941 году вместе с родителями и сестрой эвакуировался в Ульяновск, в Минск вернулся в 1944 году. Окончил в 1952 году Минское художественное училище, в 1958 году — Московский художественный институт имени Сурикова.
С 1958 года преподавал в Белорусском государственном театрально-художественном институте (ныне Белорусская государственная академия искусств). С 1980 года — профессор. С 2001 по 2011 год — заведующий кафедрой станковой живописи. С 1962 года входил в правление Союза художников БССР.
С осени 1988 г. до лета 2001 г. председатель Минского городского объединения еврейской культуры имени Изи Харика. Способствовал появлению в Минске первой еврейской воскресной школы (1990). В первой половине 1990-х гг. в качестве председателя общественной комиссии по созданию Мемориального комплекса «Яма» занимался проблемами увековечения памяти узников Минского гетто. В 1995 г. был членом редколлегии газеты «Авив хадаш» (Минск). Был вице-президентом Союза белорусских еврейских общественных организаций и общин.
Работал в различных жанрах станковой живописи. Среди его работ тематические картины «Утро нового Минска» (1959), «Партизанская свадьба» (1968), «Купаловские строчки» (1972), «Легенда Беларуси» (1975), «И помнит мир спасенный... (1985-1995); лирические пейзажи «Старый и новый Минск» (1963), «Мой город древний, молодой» (1972), «Тишина» (1976), «Родина моя» (1982), «Моя Логойщина» (1985), серия «Витебск – родина Шагала» (1994); натюрморты «Сирень» (1962), «О Великой Отечественной...» (1968), «Елочка» (1971), «Палитра новостроек» (1979).
Создал портреты «Сталевар» (1956), «Кинорежиссер Э. Климов» (1985), писателей Алеся Адамовича, Василия Быкова (оба 1986), Анатолия Аникейчика, Алексея Косыгина, Михаила Суслова и многих других современников.
Занимался монументальной живописью: мозаичное панно «Партизанский поход» в кинотеатре «Партизан» (1966), мозаика в гостинице «Юбилейная» (1969, с Б. Непомнящим) - оба в Минске.
Произведениям Данцига были присущи оригинальные композиционные решения, драматургичность содержания. Конструктивно-пластичное владение цветом, сочетание приемов монументального и станкового искусств, метафоричности и конкретики позволяли ему создавать яркие художественные образы, полно раскрыть свою творческую индивидуальность.