Брестская область, Столинский район, Хоромск
Белор. Аляксандр Валянцінавіч Дранец
Белорусский скульптор.
Учился в Республиканской школе-интернате музыки и изобразительного искусства. В 1987 году окончил Белорусский театрально-художественный институт, в 1993 году окончил творческие академические мастерские Министерства культуры Беларуси. Учился у А. Аникейчика, А. Артимовича, З. Азгура.
В 1989-1993 годах работал в творческой мастерской скульптуры Академии художеств СССР. Член Белорусского союза художников с 1990 года. С 1993 года преподавал в Минском художественном училище им. А. Глебова, с 1996 года - в Белорусской академии искусств. В 2004-2007 годах был директором скульптурного комбината в Минске.
Творчеству Александра Дранца присущи богатство пластического языка, интерес к известным деятелям белорусской истории. Очень точно и умело сохраняет свою идентичность в культурном пространстве. Лаконичность образной системы его работ идет от традиционной манеры народных мастеров прошлых веков.
В 1990-1991 годах был проведен конкурс на создание памятника Франциску Скорине. В конкурсе приняли участие двадцать художников и авторских коллективов, а победил в нем совсем молодой на тот момент скульптор Александр Дранец. Памятник был отлит в бронзе, завершенное монументальное изображение первопечатника хранилось на Минском скульптурном комбинате, а установлено в 2005 году перед Национальной библиотекой Беларуси. Работа над образом Ф. Скорины для Александра Дранца не ограничилась одним памятником, он также создал мемориальные доски первопечатнику для Народной библиотеки в Праге (Чехия; 2001), для здания Национальной академии наук Беларуси в Минске.
Памятник Франциску Скорине возле Национальной библиотеки Беларуси
С 1992 года А. В. Дранец работал над памятником «Князю Давиду — основателю Давид-Городка» вместе архитекторами Л. М. Левиным, В. П. Ивличевым, Г. Л. Левиной. Памятник был открыт во время празднования 900-летия города 7 октября 2000 года. Эстетическая и художественная ценность ансамбля застройки центра Давид-Городка с памятником князю Давиду была отмечена Государственной премией Республики Беларусь в области литературы, искусства и архитектуры за 2002 год (в авторском коллективе).
Важной страницей творческой биографии А. В. Дранца стало и создание памятников сотрудникам Министерства внутренних дел и служащим внутренних войск, погибшим при исполнении служебного и воинского долга, в 2003 году в Минске (в соавторстве со скульптором В. Антоновичем) и в 2004 году в Могилеве.
Памятная доска на часовне в честь Божьей Матери совершенно иная по теме и концепции по сравнению с остальными монументальными работами А. В. Дранца, здесь скульптор попытался освоить пространство, где царствуют любовь и материнство.
Открытие мемориальной доски было приурочено к 20-летию Чернобыльской катастрофы. Эта работа была отмечена грамотой Патриаршего Экзарха всея Беларуси Филарета.
Среди других работ художника: памятники «Нерожденному ребенку» в г. Миоры Витебской области (1997), павшим воинам-интернационалистам в г. Осиповичи Могилевской области (2009), мемориальный знак «К 925-летию Браслава» в Браславе, скульптура «Минский городовой».
Является одним из авторов генерального решения по художественному оформлению Национальной библиотеки Беларуси. В соавторстве разработал эскизы для библиотеки монументальных панно, посвященных областям Беларуси, и двух рельефов на торцевых «крыльях» входа с темой славянской и мировой письменности.
Работает также в станковой скульптуре. Среди его работ «Сон в мраморе», «В. Дунин-Марцинкевич» (1985), «Франциск Богушевич», проект памятника «Элоиза Пашкевич» (1987).
Произведения находятся в Музее современного изобразительного искусства в Минске, Могилевском областном художественном музее имени П. Масленникова, Музее истории религии в Гродно.