RU BE

Хруцкий Иван Фомич

Хруцкий Иван Фомич - белорусский живописец, пейзажист, художник

27 января 1810г - 1 января 1885г

Витебская область, Бешенковичский район, Улла

Живописец, Пейзажист, Художник

Белор. Хруцкі Іван Фаміч

Белорусский и русский живописец, академик Императорской Академии художеств. Известен своими натюрмортами и групповыми портретами.

Биография

Иван Хруцкий родился 27 января 1810 года в местечке Улла (ныне Бешенковичский район, Витебская область) в семье греко-католического священника, шляхтича Томаша (Фомы) Хруцкого.

Среднее художественное образование Иван Хруцкий получил в Полоцком высшем пиарском училище. В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург. Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописца Дж. Доу и одновременно занимался в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика. Копировал в Эрмитаже. В 1830 году Хруцкий поступил в Академию Художеств. Там он учился у таких мастеров, как А. Г. Варнек, М. Н. Воробьёв, К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни.

В 1839 году, после смерти отца, Иван Фомич уезжает из Санкт-Петербурга. В 1844 году он приобрёл имение Захарничи в Полоцком уезде (в 10 км от Полоцка), где по собственному проекту построил дом и заложил сад. С 1845 года И. Хруцкий постоянно жил там.

Умер Иван Фомич 13 января 1885 года; был похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи.

Творческая деятельность

Иван Фомич Хруцкий известен как художник работавший в русле русской академической школы. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами.

Первые датированные этюды художника — «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой» — относятся к 1832 году. Главное направление творчества Хруцкого в этот период — работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». В это время он создаёт группу похожих по стилю работ — «Плоды и птичка» (1833); «Фрукты» (1834); «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном», которые отличались простотой композиции.

Вскоре И. Ф. Хруцкий перешёл от ранних постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, к значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов: «Цветы и плоды» (1836, 1839); «Натюрморт со свечой», «Цветы и фрукты», «Плоды, фрукты, битая дичь», (все 1830-х годов).

В 1836 году за картину «Цветы и плоды» И. Хруцкий был награждён Академическим Советом большой серебряной медалью. В том же году ему было присвоено звание свободного художника «во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи». Пейзажной живописью Иван Хруцкий занимался на протяжении всего последующего творчества («Вид на Елагином острове в Петербурге», 1839; «Вид в имении», 1847).

Часто пейзаж служил фоном в портретах и жанровых полуфигурах художника. Так, в наиболее значительной его работе 1830-х годов — «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838) — молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решённый в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань романтизму.

Если работа И. Хруцкого «Портрет жены» стоит ближе к академическому направлению, представленному такими художниками, как К. П. Брюллов и Ф. А. Бруни, то другая картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, с А. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был награждён малой золотой медалью.

24 сентября 1839 года И. Ф. Хруцкий «за отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» был удостоен звания академика живописи. С этого времени Хруцкий перестает писать эффектные натюрморты.

После переезда в Виленскую губернию Хруцкий не оставляет занятий живописью, однако теперь в его работах преобладает иная ориентация и иные направления. С 1845 по 1855 годы художник выполнил большое количество работ по заказам своего покровителя — литовского митрополита Иосифа Семашко. Он пишет иконы для Александро-Невского собора в Ковно (1847), для церкви Святого Иосифа Обручника в Тринополе (1849), пещерной церкви Трёх Мучеников в Вильно (1850—1851); для архиерейского дома в Вильно — 32 портрета лиц духовного звания (в том числе копии с литографий и живописных оригиналов). Для городской и загородной резиденций митрополита Иван Фомич исполнял виды Вильно и его окрестностей, натюрморты и интерьеры, копии с картин европейских мастеров. В этот период Хруцкий принимает участие в издании так называемого «Виленского альбома» Я. К. Вильчинского — серии литографированных городских видов, выпущенных в Париже.

Ещё одна линия творчества художника в это время представлена изображением интерьеров — своеобразным жанром «в комнатах»: «Мастерская художника», «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854), «В комнате» (1854), «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи» (1855).

Также в этот период художник часто пишет портреты, которые, как правило, введены в его «интерьеры». В собственно портретном творчестве Хруцкий проявляет себя мастером несколько суховатым и натуралистичным, учеником скорее западной, чем русской школы. Таковы портреты Иосифа Семашко, Потираловской, неизвестного молодого человека (все 1842). Портрет Миколая Малиновского (1855) — возможно, лучший из созданного им в портретном жанре. Здесь так же, как и в «Автопортрете» (1884), написанном за год до смерти, Хруцкий усиливает выразительность удачным использованием контрастного освещения — приём, к которому художник прибегал довольно часто.

Кроме единичных, персональных изображений Хруцкий пишет также групповые портреты. Образцом произведений такого рода может служить «Семейный портрет» (1854) с его суховатой тщательностью в прорисовке деталей и строгой объективностью в передаче сходства изображённых. Семейная группа (мать и трое детей) представлена на фоне паркового пейзажа. В колористическом отношении это хорошо сгармонированная работа, решённая в сдержанных, приглушённых тонах.

Некоторые работы И. Ф. Хруцкого

  • «Натюрморт с вазой» (1832)
  • «Натюрморт с птичкой» (1832)
  • «Плоды и птичка» (1833)
  • «Фрукты» (1834)
  • «Виноград и фрукты»
  • «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном»
  • «Портрет мальчика» (1834)
  • «Портрет молодой женщины с корзиной» (1835)
  • «Цветы и плоды» (1838)
  • «Натюрморт со свечой» (1830-е)
  • «Цветы и фрукты» (1830-е)
  • «Плоды, фрукты, битая дичь» (1830-е)
  • «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838)
  • «Старуха, вяжущая чулок» (1838)
  • «Вид на Елагином острове в Петербурге» (1839)
  • «Портрет П. Е. Рубцова» (1841)
  • «Портрет А. М. Рубцовой» (1841 ?)
  • «Натюрморт» (1842)
  • «Натюрморт с подсвечником, цветами и фруктами» (1846)
  • «Вид в имении» (1847)
  • «Мастерская художника» (без года)
  • «Битая дичь, овощи и грибы» (1854)
  • «Митрополит Иосиф Семашко слушает в своем кабинете доклад секретаря» (1854)
  • «В комнате» (1854)
  • «Семейный портрет» (1854)
  • «Портрет велогонщика» (1855)
  • «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи» (1855)
  • «Портрет Миколая Малиновского» (1855)
  • «Автопортрет» (1884)
  • «Натюрморт». В собрании Одесского художественного музея.
  • «Фрукты. Натюрморт». В собрании Одесского художественного музея.

Память

  • Имя Ивана Фомича Хруцкого носят улицы в Полоцке и в посёлке Улла, детская художественная школа в городе Новополоцке.
  • В деревне Полота Полоцкого района Витебской области открыт школьный музей «Жизнь и творчество династии Хруцких».
  • В рамках чествования 200-летия со дня рождения Ивана Фомича Хруцкого его имя внесено в Перечень памятных дат ЮНЕСКО 2010 года.
  • В Новополоцке 20 июня 2012 года открыт памятник И. Ф. Хруцкому.

Белорусский рубль

Фрагмент картины Хруцкого «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838) используется в качестве изображения оборотной стороны купюры в 1000 белорусских рублей (2000-го года выпуска).

И. Хруцкий в филателии и нумизматике

Творчество Ивана Фомича Хруцкого нашло отражение на почтовых марках СССР. Так в серии 1979 года «Цветы в произведениях русской и советской живописи» на марку номиналом 1 копейка был помещён натюрморт «Цветы и фрукты» (1839), а в серии 1983 года «Живопись Беларуси» была представлена картина «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838).

К 200-летнему юбилею художника почта Беларуси выпустила почтовый блок, состоящий из двух марок. На первой марке помещён автопортрет Ивана Хруцкого (1884), на второй — натюрморт «Битая дичь, овощи и грибы» (1854). На полях блока помещён фрагмент картины «Портрет жены с цветами и фруктами». Почта России выпустила ХМК с натюрмортом «Цветы и фрукты» (1839).

Национальный банк Республики Беларусь к 200-летию со дня рождения И. Ф. Хруцкого выпустил серебряную монету прямоугольной формы номиналом 20 рублей. На лицевой стороне в центре помещён фрагмент картины «Портрет незнакомки», слева внизу — рельефное изображение Государственного герба Республики Беларусь, вокруг него надпись: «РЭСПУБЛІКА БЕЛАРУСЬ», под ним — год чеканки, слева — фирменный знак Монетного двора Польши, справа — проба сплава; справа в нижней части монеты — номинал: «20 РУБЛЕЙ».

На оборотной стороне слева помещено рельефное изображение фрагмента автопортрета художника, под ним авторская подпись «И. Хруцкий» и годы жизни художника 1810—1885; справа — фрагмент картины «Цветы и фрукты», под ним — изображение палитры и кистей.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Наши люди», 2021-2024
Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(