Белорусский искусствовед, театральный критик. Доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры всеобщей истории и мировой культуры Витебского государственного университета имени П. М. Машерова.
Биография
В 1976 году окончила факультет журналистики Белорусского государственного университета.
С 1977 года — корреспондент-организатор Витебского районного радио. С 1982 года — редактор Витебского областного радио. С 1988 года — редактор Витебского областного телевидения. С сентября 1997 года — руководитель информационно-аналитической части театра имени Я. Коласа.
С 2001 года работала на кафедре всеобщей истории и мировой культуры Витебского государственного университета имени П. М. Машерова; в 2001—2008 годах — доцент. В 2007 году защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора искусствоведения на тему «Художественные средства организации хронотопа театрального произведения». В 2010 году присвоено учёное звание профессор. В настоящее время — профессор кафедры всеобщей истории и мировой культуры.
Преподаёт дисциплины культурологического и искусствоведческого направлений («Теория и история культуры», «Всеобщая история искусств»), руководит исследовательской практикой студентов; научный руководитель дипломных работ и магистерских диссертаций. Подготовила шесть победителей Республиканского конкурса научных работ студентов вузов Беларуси.
Член диссертационного совета Центра по исследованию белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси.
Основатель и бессменный главный редактор альманаха «Малевич. Классический авангард. Витебск» (с 1996).
Член экспертных советов международных театральных фестивалей (Беларусь, Россия, Молдавия).
С 1973 года занималась театральной критикой. В 1994 году начала реализовывать проекты, связанные с русским авангардом.
Автор более 500 научных и творческих публикаций, в том числе 13 монографий. Автор первой «Энциклопедии русского авангарда» (Минск, 2003).
Автор идеи и постановщик спектаклей "Супрематический балет" (хореография А. Маховой) 2003 года и "Победа над Солнцем" 2006 года.
Научная деятельность
Сфера научных интересов: театральное искусство Беларуси, теория театра, история изобразительного искусства, Витебская художественная школа, творчество Казимира Малевича и русский авангард.
Библиография
Книги
- Игра с координатами смыслов: пространственно-временной континуум театра / Т. В. Котович. — Витебск-Минск: ВГМУ, 1999. — 95 с.
- Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. — Мн.: Экономпресс, 2003. — 416 с. — 3000 экз. — ISBN 985-6479-30-4.
- Пространственно-временной континуум театра: монография. / Т. В. Котович. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2005. — 180 с.
- Режиссура ритуала: монография / Т. В. Котович. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. — 223 с. : ил.
- Театральная культура Витебщины XX века: монография / Т. В. Котович. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. — 180 с.
- Структура спектакля: Воля к постмодернизму : монография / Т. В. Котович. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2010. — 147 с.
- Цвет — Театр — Хронотоп: монография / А. А. Малей, Т. В. Котович. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2010. — 98 с.
- Сценография. Витебск: монография / Т. В. Котович. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2011. — 112 с.
- Хронотоп театрального произведения. — Витебск, 2011. — 178 с.
- Белорусский театр «Лялька» — Витебск, 2012. — 110 с.
- Скульптура. Объекты. Витебск. — Витебск, 2013. — 156 с.
- Государственный молодежный театр «С улицы Роз». — Витебск, 2014. — 122 с.
- Новый Художественный театр. — Витебск, 2014. — 100 с.
- Мембраны \ Петли времени. - Витебск, 2017. - 189 с.
- Сакральный центр Витебска : Стенопись. - Витебск, 2017. - 57 с.
- Особняк Вишняка = Школа Шагала. - Витебск, 2017 - 52 с.
- Воскресенская церковь. Воскресенская улица. - Витебск, 2017. - 68 с.
- Политические мистерии : октябрь 1918 - декабрь 2019 (в соавторстве с С.Н. Мясоедовой). - Витебск , 2018. - 100 с.
- Сакральный центр Витебска : Эскизы. - Витебск, 2018 - 47 с.
- Витебский набат. 1623. - Витебск, 2018. - 44 с.
- Малевич_УНОВИС : между/над опытом и рацио. - Витебск, 2019. - 128 с.
- Супрематический канон. - Витебск, 2019. - 76 с.
- Витебский УНОВИС. - Витебск, 2019. - 188 с.
- Малевич/ Метафизика : Белый супрематизм. - Витебск, 2019. - 114 с.
- Рекорд/ Спартак. - Витебск, 2019. - 168 с.
- Витебск. Успенская улица. Комиссар Крылов. - Витебск, 2020. - 133 с.
- УНОВИС: Утвердители нового искусства. - Минск, 2020. - 174 с.
Статьи
- Теория и история культуры: учеб.-метод. комплекс для студентов исторического факультета специальности : 1-23 01 12 "Музейное дело и охрана историко-культурного наследия ". Направления специальности : 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (культурное наследие и туризм)»; 1-23 01 12-03 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (музееведение)» / авт.-сост. Т. В. Котович. — Витебск : УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. — 266 с.
- Театральное произведение : структуро- и формообразование / Т. В. Котович // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова» / редкол.: А. В. Русецкий [и др.]. — Витебск, 2002. — Т. 1. — С. 139—155.
- «Шагал… Шагал», спектакль В. Барковского на фоне Витебска / Т. В. Котович // Малевич. Классический авангард. Витебск — 5: посвящается 115-летию со дня рождения Марка Шагала / под ред. Т. В. Котович. — Витебск, 2002. -С. 112—123.
- Пространственно-временной континуум современного белорусского театра в творчестве ведущих режиссёров и сценографов / Т. В. Котович // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова» / редкол.: А. В. Русецкий [и др.]. — Витебск, 2004. — Т. 3. — С. 176—191.
- Пространство и время как базовые категории структурообразования в театре / Т. В. Котович // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова» / редкол.: А. В. Русецкий [и др.]. — Витебск, 2005. — Т. 4. — С. 113—139.
- Актор як структурний елемент театрального твору / Т. В. Котович // Містецтвознавство України: збірник наукових праць / Акад. мистецтв України, Ін-т проблем сучасного мистецтва АМУ. — Киів, 2005. — Вып. 5. — С. 154—161.
- Коласовский спектакль «Несцерка»: хронотоп театрального произведения / Т. В. Котович, А. А. Малей // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова» / редкол.: А. В. Русецкий [и др.]. — Витебск, 2006. — Т. 5. — С. 148—169.
- Компаративный анализ хронотопов классического и современного театра / Т. В. Котович // Ученые записки УО "ВГУ им. П. М. Машерова / редкол.: А. В. Русецкий [и др.]. — Витебск, 2007. — Т. 6. — С. 191—213.
- Структура хронотопа театрального произведения / Т. В. Котович // Ученые записки УО «ВГУ им. П. М. Машерова» / редкол.: А. В. Русецкий [и др.]. — Витебск, 2008. — Т. 7. — С. 180—201.
- Постановки поэм Якуба Коласа «Новая зямля» и «Сымон-музыка» на сценах Купаловского и Коласовского театров: поиски архетипов / Т. В. Котович // Пытанні мастацтвазнаўства, этналогіі і фалькларыстыкі / рэд. А.І. Лакотка. — Мн., 2009. — Вып. 6. — С. 190—202.
- Художественное пространство театральной культуры. — «Искусство и культура», № 4(8)/ 2012. — С. 93 — 106.
- Модернистские театральные эксперименты К. Малевича — Пространство культуры. № 3/ 2012. — С. 220—228.
- Технологии verbatim и язык сцены: особенности и специфика встречи — «Искусство и культура», № 1 (9)/2013. — С. 17 — 24.
- I Международный театральный фестиваль-лаборатория спектаклей малых форм «CHELoВЕК театра» в г. Челябинске — «Искусство и культура», № 2 (10)/ 2013. — С. 38 — 62.
- Витебская художественная школа: концептуализация термина. — «Искусство и культура», № 4 (12)/ 2013. — С. 6 — 13.
- Театр Шагала, Малевича: первая половина 1920-х. — Вести Института современных знаний. № 3/2012. — С. 108—112.
- IV Международный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «МолдФэст. Рампа. Ру»: от массовой культуры до рецептуализма / Искусство и культура. № 1 (5)/ 2012. — С. 22 — 34.
- IV Лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «Киновешалка» : эскизы, проекты, лабораторные поиски и эксперименты — «Искусство и культура», № 4 (16)Ъ 2014 — С. 72 — 87.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter