23 октября 1912г - 4 сентября 1994г
Витебская область, Витебский район, Витебск
Живописец, Пейзажист, Портретист, Художник
Белор. Хаім Майсеевіч Ліўшыц
Белорусский советский художник, живописец, педагог, член Союза Художников с 1946 года, доцент кафедры живописи БГТХИ (1968 — 1979).
Известный, главным образом, как автор сюжетно-тематических картин и мастер портрета, он также писал пейзажи и натюрморты. Произведения находятся в Национальном художественном музее Республики Беларусь, фонде Белорусского союза художников, Государственном Литературном Музее Янки Купалы, частных собраниях в Беларуси и за рубежом.
Х. М. Лившиц родился 10 (23) октября 1912 года в Витебске, в многодетной еврейской семье. Отец его занимался крахмало-паточным производством. Их дом стоял на улице Малая Покровская, где через несколько домов жил Марк Шагал. Лившиц вспоминал, что к ним часто приходил художник Виктор Меклер, который показывал его детские рисунки Марку Шагалу.
Увлечение рисованием привело Лившица в Витебский художественный техникум, где с 1927 по 1930 годы его учителями были В. Я. Хрусталёв, М. Г. Эндэ, Ф. А. Фогт. Он также учился у Юделя Пэна, ученика и последователя П. П. Чистякова.
В 1930 году, решив посвятить себя живописи, Лившиц приехал в Ленинград и активно включился в художественную жизнь города. Он посещал студию Павла Филонова, основателя школы аналитического искусства, что оказало серьезное влияние на его будущее творчество.
В 1932 году Лившиц поступил на отделение живописи ЛИЖСА имени И. Е. Репина, где занимался у А. Карёва, А. И. Савинова, С. Абугова, И. И. Бродского, Р. Р. Фрэнца, К. Ф. Юона. Его соучениками были известные в будущем художники Ю. М. Непринцев, А. И. Лактионов, Т. Ксенофонтов, П. Сидоров, Д. Альховский.
В 1938 году Хаим Лившиц окончил институт; руководителем его дипломной работы был Б. В. Иогансон. Дипломная картина «На молочной ферме», ставшая первым серьёзным произведением художника, была отмечена как одна из лучших работ выпускников факультета живописи[5]. В1939 году картина «На молочной ферме» экспонировалась в Москве на Всесоюзной Выставке Молодых Художников, посвящённой 20-летию ВЛКСМ. В том же году Лившиц получил государственный заказ на картину «Выступление Я. М. Свердлова на 1-м Всебелорусском съезде советов». В процессе сбора материала для картины он встречался с дочерью Я. М. Свердлова. Картина была закончена в короткий срок и уже в 1940 году экспонировалась в Минске на Республиканской художественной выставке.
Дипломная картина «На молочной ферме» и картина «Выступление Я. М. Свердлова на 1-м Всебелорусском съезде советов» не сохранились, поскольку находились в Минске в период фашистской оккупации (1941—1944). В 1943 году Х. Лившиц был призван в действующую армию. Он принимал участие в Маньчжурской компании на Восточном Фронте. В 1946 году, после демобилизации, он вернулся в Ленинград.
Через некоторое время, по приглашению друзей Ивана Ахремчика, Заира Азгура и Алексея Глебова, приехал в Минск. С 1947 года Лившиц начал преподавать в художественом училище.
В 1948 году Х. М. Лившиц написал новый вариант картины «Выступление Я. М. Свердлова на I Всебелорусском съезде Советов». Позже, в своих записках о творчестве художника, известный белорусский искусствовед И. Б. Элентух писал, что работа стала "определённой вехой не только в творческой биографии Х. М. Лившица, но и в истории всей белорусской сюжетно-тематической живописи.
С 1955 по 1979 годы Х. Лившиц преподавал в Белорусском театрально-художественном институте, в 1968 году получил звание доцента.
Лившиц активно участвовал в главных республиканских выставках в Минске, а также выставках работ белорусских художников в Москве и в Литве. В 1964 году была организована ретроспективная выставка работ Х. Лившица в Белорусском Художественном Музее, а в 1975 году — юбилейная персональная выставка в Минском Дворце Искусств. Картины «Аппаратный цех тонкосуконного комбината» 1950, «После работы», 1956, «Янка Купала и Кузьма Чорный в Печищах, 1942», 1963, и многие другие работы находятся в собрании Национального художественного музея Республики Беларусь.
В 1991 году Х. М. Лившиц с женой эмигрировал в США, где жил его сын. Здесь, в пригороде Чикаго, художник завершил работу над полотном «Молитва в Минске», посвящённом Минскому гетто. Идея и первые эскизы картины датируются 1943-м годом. На протяжении почти трёх лет (1991—1994) художник сделал множество подготовительных рисунков и эскизов, встречался и беседовал с бывшими узниками Минского гетто. Впервые картина «Молитва в Минске» была показана в марте 1994 года, на одной из последних прижизненных выставок художника.
Хаим Моисеевич Лившиц умер 4 сентября 1994 года. Похоронен в пригороде Чикаго на кладбище Shalom Memorial Park.