RU BE

Шматов Виктор Федорович

Шматов Виктор Федорович - белорусский живописец, карикатурист, ученый, художник

9 мая 1936г - 21 сентября 2006г

Гомельская область, Брагинский район, Комарин

Живописец, Карикатурист, Ученый, Художник

Белор. Шматаў Віктар Фёдаравіч

Белорусский ученый, доктор искусствоведения, живописец. Автор многих известных полотен и огромного количества статей и публикаций. Неоднократно выставлял свои произведения за рубежом. Жил и работал в г. Минске, являлся директором единственного в стране музея древне-белорусской культуры.

Биография

1951–1956 - Минское художественное училище имени А.К. Глебова

1956–1962 гг. - Белорусский театрально-художественный институт (начал обучение на отделении живописи, но окончил отделение станковой графики, дипломная работа: серия литографий «Аэропорт»)

1963–1966 - аспирантура Института истории искусств, этнографии и фольклора АН БССР, кандидатская диссертация «Белорусская сатирическая графика 1945–65».

1991 - докторская диссертация «Искусство белорусской старопечатной книги XVI-XVIII веков» (Москва).

1993 г. - награжден медалью Франциска Скорины.

1995 г. - лауреат Государственной премии за серию работ «Франциск Скорина и белорусская культура».

2002 г. - картина «Мать» передана художником в дар Европарламенту, где находится в постоянной экспозиции.

Публикации

Автор более 400 публикаций, в том числе монографий: «Белорусская сатирическая графика 1945-65 гг.» (Кандидатская диссертация, 1969), «Михась Филипович» (1971), «Алеся Последович» (1975), «Белорусский книжный знак» (1975, в соавторстве с А. Тычиным), «Людвиг Осетский» (1975), «Белорусская станковая графика» (1978), «Современная белорусская графика» (1979), «Искусство книги Франциска Скорины», «Белорусская книжная гравюра XVI-XVIII веков» (1984, на русском языке), «Искусство белорусской старопечатной книги XVI-XVIII веков» (1990, Москва; докторская диссертация, защита в 1991), «Палитра Чернобыля» (1996, автограф), «Искусство белорусской старинной гравюры XVI-XVIII веков» (2000). Последовательно изучал белорусскую сатирическую графику (60-е годы), современную белорусскую графику (70-е годы). В дальнейшем и до конца жизни - художественное оформление книг белорусского первопечатника и просветителя Франциска Скорины, других белорусских старопечатников, а также белорусскую иконопись.

Живопись

Виктор Федорович Шматов как художник около десяти лет занимался карикатурой, сотрудничал с сатирическим журналом «Ежик». Он любил экслибрисы. Примерно в то же время занимался плакатом. Но его сердце принадлежало живописи. Был сторонником национальной идеи в искусстве. Он считал, что художник может стать личностью только в том случае, если он посвятит свое искусство Родине. Какое-то время он целенаправленно искал форму, в которой «национальная идея» могла бы отразиться в живописи. Полотна: «Ткачиха», «Белорусская керамика», «Кастусь Калиновский и Январское восстание 1863 года в Беларуси», «Максим Богданович», «Белорусская старинная гравюра», «Дуб», «Стаги» и другие.

После чернобыльской трагедии он целиком посвятил свои произведения ее последствиям. Он считал, что тему Чернобыля нужно раскрывать только в рамках реализма. Эта тема не только коснулась художника как гражданина, но и имела личный смысл - «малая родина» В. Шматова - г.п. Камарин, куда художник с юности наведывался ежегодно, практически примыкает к Чернобыльской зоне. Основные картины: «Захоронение в Чернобыльской зоне», «В окрестностях Чернобыля», «Прощание», «Мать», «Горькие яблоки», «Дорога», «Судьба», «Прилетел аист» и другие.

Академия наук

С 1991 года В. Шматов возглавляет отдел старобелорусской культуры Института искусствознания, этнографии и фольклора Академии наук Беларуси. Создал с единомышленниками новый отдел «Памятники культуры и народного творчества Чернобыльской зоны» в Музее старобелорусской культуры. В. Шматов организовывал регулярные экспедиции в отселенные села Чернобыльской зоны с целью сохранения уникальных памятников народной культуры. В результате грандиозной работы энтузиастов сохранился целый пласт памятников «из-под Чернобыльского пепла». Все они стали экспонатами музея.

В результате вышеупомянутых экспедиций в творчестве художника родилась серия реалистичных картин «Чернобыльская трагедия». Десятки картин Виктор Федорович подарил Брагинской картинной галерее.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Наши люди», 2021-2024
Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(