RU BE

Ващенко Гавриил Харитонович

Ващенко Гавриил Харитонович - белорусский живописец, художник

20 июня 1928г - 14 февраля 2014г

Гомельская область, Брагинский район, Чикаловичи

Живописец, Художник

Белор. Гаўрыла Харытонавіч Вашчанка

Белорусский советский живописец, народный художник БССР (1988). Заслуженный деятель искусств БССР (1977). Профессор (1980). Лауреат Государственной премии Беларуси (1984).

Биография

Родился в белорусском Полесье, мотивы природы которого отражались в творчестве художника на протяжении всей жизни.

Молодость

В 1948 году окончил Киевское училище прикладных искусств, преподаватель — Яблонская Т. Н.[3]. Историю искусств в училище преподавал Н. А. Прахов, художник и искусствовед, отец которого, А. В. Прахов, когда-то руководил росписью Владимирского собора в Киеве и был знаком с Врубелем. Дружба с Н. А. Праховым, а также само прикладное направление училища оказали большое влияние на становление Гавриила Ващенко как художника. Он увлёкся монументальным искусством и, будучи на 3-м курсе училища, уже делал росписи в здании Верховного Совета Украины[1]. По окончании училища работал на киностудии имени Довженко[4].

По совету старшекурсников уехал поступать в Львовский государственный институт декоративного и прикладного искусства, который окончил в 1955 году. По распределению уехал в Молдавию, где прожил 6 лет. Получил звание Лауреата фестиваля молодежи и студентов Молдавии.

В 1955-60 годах преподавал в Республиканском художественном училище Кишинёва, (Молдавия).

В 1957 году был принят в члены Союза художников СССР. Был автором нескольких монументальных росписей в Кишинёве и Москве. На всесоюзной выставке в Москве познакомился с будущим народным художником Беларуси Владимиром Стельмашонком, по приглашению которого в 1961 году приехал в Минск, чтобы возглавить Кафедру монументально-декоративного искусства в Белорусском государственном театрально-художественном институте. К этому времени у Гавриила Ващенко уже была семья — жена и 2 сына.

Переезд в Минск

В 1961 году переехал в Минск и осуществил первый набор на специальность «Монументально-декоративное искусство», являлся основателем кафедры монументально-декоративного искусства в Белорусском государственном театрально-художественном институте.

С 1961 по 1997 годы преподавал в Белорусском государственном театрально-художественном институте (с 2001 года — Белорусская государственная академия искусств).

В 1963 году пригласил переехать в Минск с Украины для преподавания в институте будущего народного художника Беларуси Александра Кищенко.

В 1965 году получил учёное звание доцента.

С 1966 по 1975 годы — в связи с реорганизацией кафедры декоративно-прикладного искусства руководил мастерской при кафедре живописи.

В 1969 году получил бронзовую медаль ВДНХ СССР.

В 1972 году сделал роспись Дворца культуры химиков в Светлогорске.

В 1975 году получил золотую медаль ВДНХ СССР за картину «Мое Полесье». Картина не была рекомендована выставочным комитетом, но попала в Москву благодаря стараниям директора Художественного музея БССР Елены Аладовой.

В 1975 году получил серебряную медаль имени Грекова за картину «Баллада о мужестве».

С 1975 по 1995 годы заведовал кафедрой монументально-декоративного искусства.

В 1978 году Г. Х. Ващенко была вручена Почётная грамота Верховного Совета БССР, и он был удостоен звания Заслуженный деятель искусств БССР.

В 1980 году присвоено учёное звание профессора.

В 1980 году в издательстве «Советский художник» вышел альбом произведений Гавриила Ващенко — первый в новой серии «Мастера советского искусства». Автором этой первой монографии о Г. Х. Ващенко была российский искусствовед Ольга Воронова.

В 1984 году стал Лауреатом Государственной премии БССР (за цикл картин «Дума о Родине», «Прорыв», «Мир земле моей», «Июльский мёд»).

С 1987 по 1999 годы большая часть дипломных работ на кафедре монументально-декоративного искусства в Белорусской Академии искусств выполнена под руководством Г. Х. Ващенко. Многочисленные его ученики являются членами Белорусского союза художников, внесли существенный личный вклад в изобразительное искусство Беларуси. Многие преподают в художественных учебных заведениях, В. Л. Зинкевич возглавляет кафедру монументально-декоративного искусства, определяет перспективные направления её развития.

Ващенко принимал активное участие в общественной жизни Союза художников, являлся членом Правления Союза Художников СССР, членом Президиума Союза Художников БССР, членом экспертной комиссии Министерства культуры БССР, членом Всесоюзной комиссии по монументальному искусству Союза художников СССР и межведомственного Совета при Госстрое БССР по синтезу искусств, членом правления фонда культуры.

В 1988 году Г. Х. Ващенко было присвоено звание «Народный художник БССР».

Постсоветский период

В 1992 году Международным Биографическим Центром Кембриджа Ващенко был признан «Человеком года».

В 1993 году Международным Биографическим Центром Кембриджа Ващенко был признан «Человеком XX столетия» и награждён именной серебряной медалью.

В 1994 году Американским Биографическим Институтом Ващенко было присуждено почетное звание «Человек года» и вручена именная золотая медаль «Честь 2000».

В 1995 году был награждён медалью Франциска Скорины и получил звание Академика живописи ОО «Белорусская Академия изобразительного искусства».

В 1999 году Ващенко был выбран действительным Членом Совета директоров Американского Биографического Института.

В 2002 году в Гомеле была открыта «Картинная галерея Г. Х. Ващенко», основу которой составили 70 живописных полотен, акварелей и эскизов монументальных работ, переданных художником в дар городу.

В 2013 году стал почётным гражданином Гомеля.

Картины Г. Х. Ващенко экспонировались в Австрии, Алжире, Англии, Болгарии, Венгрии, Дании, Италии, Польше, Румынии, Франции, ФРГ и Чехословакии. Его произведения находятся в 28 музеях мира, в том числе, в Национальном художественном музее Республики Беларусь, в Национальном музее украинского искусства, Национальном художественном музее Молдавии, Национальном художественном музее Болгарии. В фондах Третьяковской галереи — 12 его живописных работ.

Умер 14 февраля 2014 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.

Произведения

Станковая живопись

  • «Непокоренные»
  • «Цикламены» (1966)
  • «В ожидании»
  • «Нефтяники Полесья»
  • «Полесская песня»
  • «Мое Полесье» (1975, золотая медаль ВДНХ)
  • «Август»
  • «Грюнвальдская битва»
  • «Лев Сапега в Гольшанах»
  • «Крылья матери»
  • «Июльский мёд»
  • «Сентябрьские туманы»
  • «Первый снег»
  • «Диалог»
  • «Легенда»
  • «Раздумье»
  • «Песня дуба»
  • «Зеленый Луг»
  • «Простор»
  • «Мой край» (1980, Национальная Третьяковская галерея)
  • «Чернобыльский реквием»
  • «Тайна ночи» (1991, холст, масло, 90 х 114см)

Монументальные работы

  • мозаика «Полёт» (1963) во Дворце культуры текстильщиков в Минске
  • роспись «Земля Светлогорская» (1972) во Дворце культуры химиков в г. Светлогорске
  • витражи в «Доме кино» (Красный костёл) в Минске (1974)
  • энкаустика «Просветители» (1970—1976) в «Доме учителя» (Лицей БГУ) в Минске
  • витражи и рельефы в кинотеатре «Москва» (в соавторстве с Н. Ващенко, 1980) в Минске

Панно «Просветители»

Панно представляет собой одно из крупнейших в Беларуси произведений в технике энкаустики. В этой работе представлена история белорусской культуры через личности известных белорусских гуманистов XVI—XVII и XX веков, чьё творчество и идеи обогатили науку и культуру Беларуси:

  • первопечатник, врач и философ Франциск Скорина
  • деятель белорусской Реформации Симон Будный
  • поэт, публицист и драматург Симеон Полоцкий
  • поэт, критик и публицист Максим Богданович
  • языковед и филолог Ефим Карский
  • народный поэт Беларуси Янка Купала
  • народный поэт Беларуси Якуб Колас

В руках героев панно свитки, фолианты, книги, что перекликается с известным христианским сюжетом «Дары волхвов». В данном случае это дары просвещения. Посередине композиции в круге света, две фигуры  — женщины-учителя и мальчика-ученика, это также параллель с библейским сюжетом Матери и Сына. Как и в других своих монументальных произведениях, в панно «Просветители» Г. Х. Ващенко использовал картинный принцип построения композиции. То есть, «картинность», как способ организации плоскости росписи по принципу разворачивания сценического действия.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Наши люди», 2021-2024
Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(