RU BE

Янка Лимановский

Янка Лимановский - белорусский писатель, прозаик, публицист

9 сентября 1896г - 3 мая 1989г

Витебская область, Миорский район, Дисна

Писатель, Прозаик, Публицист

Белор. Янка Ліманоўскі

Белорусский писатель, литературный критик, публицист.

Настоящее имя Лимановский Иван Михайлович.

Биография

Родился в крестьянской семье. Окончил реальное училище. Учился на агрономических курсах. Во время Первой мировой войны в 1915 году был мобилизован в российскую армию. В марте 1918 вступил в РСДРП(б). В 1919-1920 годах служил в Красной армии, военный комиссар дивизии, участник польско-советской войны.

В 1920-1930-е годы занимал различные военные и советские номенклатурные должности. Работал в Наркомате земледелия БССР. Был членом президиума секции белорусского языка и литературы Инбелкульта, Центрального бюро «Маладняка», одним из организаторов и руководителей (членом секретариата) БелАПП.

Активно участвовал в литературно-общественной жизни, выступал с речью на I съезде БелАПП («Маладняк» № 1, 1929), на Х съезде Советов («Маладняк» № 3, 1931), входил в оргбюро литобъединения Красной Армии и Флота и т.д.

Работал заместителем директора Института литературы и искусства АН БССР, директором БДТ-2 в Витебске.

Редактор газеты «Коммунист» (Бобруйск), член редколлегии журналов «Полымя», «Маладняк».

Во время 2-й мировой войны, на оккупированной территории — заведующий литературной частью Минского городского театра. Летом 1944 года с отступлением немцев выехал Германия. Затем эмигрировал в США. В 1951-1955 годах - директор правления Белорусского института науки и искусства в Нью-Йорке. Некоторое время был членом Рады БНР, но затем покинул её.

В середине 1950-х Лимановский пытался занять должность руководителя белорусской редакции радио «Освобождение». Без согласования с Радой БНР он начал самостоятельно вести переговоры с учредителями радиостанции и получил разрешение. Это вызвало громкий резонанс и плохую реакцию среди белорусской эмиграции, в связи с чем его назначение не состоялось.

Несколько раз посещал СССР, в том числе Минск в 1969 году. Во время пребывания в Минске в августе 1969 года ему была устроена встреча в Союзе писателей, в кабинете отсутствовавшего М. Танка, на которой присутствовали П. Глебка, А. Бачило, А. Божко, А. Кулаковский, Л. Прокша, В. Карпов, В. Гниломёдов и другие. По воспоминаниям В. Гниломедова, участники спрашивали о судьбе довоенных писателей, эмигрантов Моисея Седнева, Казака, Алеся Соловья, а сам Лимановский ощутимо испытывал ностальгию, восхищался Минском, говорил, что он красивее даже Вашингтона, хвастался, что накупил два чемодана школьных учебников белорусского языка и литературы и увезет в США, в целом поведением и чертами был похож на «советского человека».

Творчество

Дебютировал в печати в 1920 году. В 1920-1930-е годы был известен как прозаик, публицист, критик и переводчик. Первый рассказ «Адшуканы скарб» (журнал «Полымя», 1925). Автор повестей «Два шляхі» (журнал «Полымя», 1926), «Вецер з усходу» (1929), сборника рассказов «Над абрывам» (1929). Тематика произведений – становление Советской власти, первые социалистические преобразования в Беларуси. По мнению Кузьмы Чорного, в повести «Над абрывам» проявилась невысокая языковая культура текстов Лимановского, навязывание несвойственной белорусскому языку фразеологии, а также упрощенный, схематический показ событий. Творчество, однако, пользовалось популярностью, положительно оценивалось литературными критиками БелАПП (рассказ «Вецер з усходу», 1929; сборник рассказов «Над абрывам», 1929).

Публиковал критические статьи и рецензии в периодических изданиях, некоторые из которых заслуживают внимания («„Маладняк“ перед съездом», «О культурной ориентации» и др.).

В начале 1930-х годов присоединился к вульгарно-социологической, «бендовской» критике, писал разносные статьи и рецензии на так называемых «национал-демократов».

В статье Лимановского «О культурной ориентации» («Маладняк», 1930, № 5) фактически сделан донос на поэта Язэпа Пущу:

«Возьмем для прыкладу твор Язэпа Пушчы „Лісты да сабакі“, які быў крытыкай расцэнены як кулацкі нова-буржуазны твор. (…) Вось авеяны сімволікай (досыць празрыстай) твор буржуазнага неарамантызму. Тут (…) і індывідуалізм звышчалавечы і „натоўп з душою неуклюжай“, і пагарда да савецкай рэчаіснасці і ніцшэанская бунтарнасць, скіраваная супраць удзелу ў соцбудаўніцтве, і вымаганне абсалютнай волі. Усё як належыць, паводле канонаў буржуазнай неарамантыкі».

Упоминая немецкого философа Ф. Ницше, его идеи абсолютной воли и сверхчеловеческого индивидуализма, Лимановский приписывал пуще черты нацдемовства, что в то время обычно отождествлялось с понятием «национал-фашизм». Язэп Пуща был арестован органами госбезопасности 25 июля 1930 года; 10 апреля 1931 года его приговорили к высылке из Беларуси в отдаленные районы РСФСР. И снова Лимановский воспользовался возможностью вдогонку обвинить Я. Пущу в статье «За два года классовой борьбы в литературе» («Маладняк» № 6-7, 1931), где писал, что уже репрессированный Язэп Пуща через свои произведения проводил теорию «особой мессианской роли интеллигенции, противостоящей роли Компартии, роли пролетариата».

В 1933 году опубликовал статьи «О творчестве Кузьмы Чорного» («ЛіМ», 1933, 13 июня), «О творчестве М. Зарецкого» («ЛіМ», 1933, 9 июля), также написанные с позиций воинствующего вульгарного социологизма. В конце концов я сам Лимановский стал жертвой такой критики, в 1937 году исключен из Союза писателей БССР (статья Н. Климковича «Нацдемовский и троцкистский энтузиазм», «ЛіМ», 1937, 23 июля).

В отделе редкой книги библиотеки БГПУ хранится фонд документов, связанных с Янкой Лимановским.

Поделиться:
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Наши люди», 2021-2024
Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(