Гродненская область, Слонимский район, Слоним
Белор. Дарохін Уладзімір Васільевіч
Белорусский композитор. Автор первого в Беларуси учебника по композиции, создал музыкальные произведения, ставшие золотым фондом национальной культуры.
Родился 1 января 1948 года в городе Слониме Гродненской области в семье военного. Его первые шаги в мире музыки были обусловлены самой атмосферой гарнизонной жизни: начальное музыкальное образование будущий маэстро получил в студии при Доме офицеров, где осваивал фортепиано. Этот скромный кружок стал отправной точкой в его большом пути. Переехав в Минск, он продолжил систематическое обучение в Детской музыкальной школе № 1, а затем блестяще окончил Среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской государственной консерватории, где изучал одновременно две специальности – фортепиано и теорию музыки.
Решающее влияние на его профессиональное самоопределение оказало творческое общение с уже тогда известным композитором Игорем Лученком, который, вернувшись из Ленинграда, взял над ним шефство. Именно Лученок разглядел в юном музыканте композиторский дар и во многом определил его дальнейшую судьбу. С 1968 по 1973 год Дорохин погружается в уникальную творческую атмосферу Ленинградской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, где занимается в классе видного композитора и педагога Владислава Александровича Успенского. Ленинградская композиторская школа, известная своим интеллектуализмом и глубоким вниманием к оркестровому мастерству и полифонии, сформировала художественный вкус и профессиональный фундамент молодого автора. Общение с такими мэтрами, как Борис Арапов (инструментовка), Михаил Друскин и Павел Вульфиус (история и теория музыки), заложило в нем ту самую основу, которая отличает его творчество – сочетание эмоциональной насыщенности с безупречной структурной логикой.
Окончив консерваторию, Дорохин возвращается в Минск, и с этого момента его жизнь неразрывно связана с белорусской культурой. В 1977 году он становится членом Белорусского союза композиторов, а с 1980 года начинает активную организационную работу, занимая пост первого секретаря правления и заместителя председателя Союза. Параллельно он продолжает собственное образование, завершив в 1984 году ассистентуру-стажировку при Белорусской государственной консерватории в классе другого классика белорусской музыки – Дмитрия Смольского.
С конца 1980-х годов начинается его масштабная педагогическая деятельность. В 1989 году он возглавил новую, созданную по его инициативе кафедру инструментовки, аранжировки и чтения партитур, а в 1997 году, сменив на этом посту самого Анатолия Богатырёва, стал заведующим кафедрой композиции Белорусской государственной академии музыки. На этой должности он проработал более 15 лет, воспитав немало талантливых авторов, многие из которых сегодня сами являются членами Белорусского союза композиторов и лауреатами международных конкурсов. С 2013 года и по настоящее время Владимир Дорохин продолжает свою работу в качестве профессора кафедры композиции БГАМ.
Творчество Владимира Дорохина отличается жанровым разнообразием, однако центральное место в нем, бесспорно, занимает симфоническая музыка. Именно в этой сфере наиболее полно раскрывается его композиторский дар, для которого характерен синтез яркого эмоционального высказывания и строгого, почти математического выстраивания музыкальной формы. Его произведения отмечены глубоким интеллектуализмом и филигранной оркестровкой, что является прямым наследием ленинградской композиторской школы.
Одними из наиболее значительных работ композитора стали Симфония № 2 для струнного квартета и камерного оркестра (1979), которая была опубликована всесоюзным издательством «Советский композитор» и записана на легендарной фирме «Мелодия», а также сюита для камерного оркестра «Мемориал» (1985), удостоенная диплома XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Вершиной его симфонического творчества многие критики называют монументальную Симфонию № 3 «Франциск Скорина: жизнь и бессмертие», завоевавшую первую премию на Республиканском конкурсе, посвященном 500-летию белорусского первопечатника.
Эволюция стиля Дорохина весьма показательна: если в ранних сочинениях явственно прослеживались черты музыкального авангарда с его сложной ритмикой и диссонантной гармонией, то, начиная с 1980-х годов, в его музыке все сильнее начинают проявляться романтические тенденции и стремление к большей мелодической ясности и демократизму языка.
Создал первое в Беларуси фундаментальное учебное пособие по композиции «Основы композиции и импровизации» (2014), которое обобщает его многолетний педагогический опыт. Многие его камерные и инструментальные сочинения, а также произведения для детей прочно вошли в учебные программы музыкальных школ и колледжей.