8 ноября 1784г - 26 ноября 1864г
Гродненская область, Вороновский район, Шавры
Белор. Тэадор Нарбут
Белорусский историк, археолог, инженер.
Получив первоначальное образование дома, в Шаврах, Теодор Нарбут продолжал учёбу в Лиде, а затем изучал инженерное дело в Главной виленской школе, в 1803 году преобразованной в Виленский университет (1799—1803), у известных архитекторов того времени Лаурина Гуцевича и Михала Шульца. В 1803 году поступил в петербургский кадетский корпус и до 1812 года служил в русской армии инженером. Участвовал в войне России и Пруссии против Франции (1806—1807) и русско-шведской войне (1808—1809). Получил звание капитана. Проектировал и участвовал в строительстве Бобруйской крепости.
В начале 1810-х годов начал проводить археологические раскопки, собирал и изучал литовские древности, старинные книги и документы, сведения по фольклору и этнографии края.
С 1817 года публиковал в периодике статьи о литовских древностях. Поддерживал связи с Симонасом Даукантасом и другими историками и литераторами, занимающимися прошлым Литвы. За историю Литвы в 9 томах (Вильно, 1835—1841) императором Николаем I награждён перстнем с бриллиантом.
Спроектировал и содействовал строительству костёла в Эйшишках (1847—1852). Состоял членом Виленской археологической комиссии. В 1859 году Федор Ефимович Нарбут являлся действительным членом личного состава Музеума древностей Виленской археологической комиссии.
Собирая письменные исторические источники, начал одним из первых их публиковать. Издал «Хронику Быховца» (Вильна, 1846), наиболее пространный вариант свода литовских летописей (1846), и другие материалы. На основе собрания копий литовских исторических актов подготовил индекс исторических памятников Литвы, сборник источников Великого княжества Литовского конца XVII — конца XVIII века.
Собирал и использовал в своих исторических трудах фольклор и данные этнографии. Начал исследование памятников архитектуры. Основной труд «История литовского народа» (1835—1841) — крупнейшая по объёму и первая история Литвы, обособленная от истории Польши; доведена до 1572 года. Первый том «Истории литовского народа» занимает описание литовской мифологии. Используя широкий круг рукописных и печатных источников, включая работы современных ему историков и филологов, Нарбут в огромное число литовских божеств и мифологических существ включил персонажей прусской, жмудской, отчасти славянской мифологии, латышского фольклора, также персонажей, которые считаются историческими (Бирута, Поята). Среди них ряд божеств со ссылками на устные предания, недостоверные и сомнительные материалы (отчасти им же и выдуманные) сочинён им самим по аналогии с индуистскими, египетскими, греческими.
Для доказательства своих гипотез зачастую прибегал к фальсификациям исторических документов.
Воззрениями близок к романтическим историографам и писателям (С. Даукантас, Ю. И. Крашевский, А. Мицкевич, Л. Юцевич) с характерным возвышением героической и экзотичной древности.
Его труды способствовали популяризации исторических знаний в Литве, расширению исследований в области нумизматики, исторической географии, истории культуры. Деятельность Теодора Нарбута оказала влияние на развитие культуры Литвы, формирование литовского национального самосознания и национально-освободительное движение.
Имя Нарбута носят улицы в Вильнюсе и Браславе.